Главы
Дети любят таких дядей, как он: чем больше их будет, тем веселее и лучше нам будет. Кажется, я вспоминаю его фамилию. Как это? А-а, точно, вспомнил — Шнейдер...
Был я и в детском доме... детском доме...-—Андрюшка достал из кармана клочок бумаги. Смешно шевеля губами, он прочитал сначала про себя. Затем повторил вслух:— Вот — детский дом Макаренко. Это было так. Шел я по дороге. Эта дорога привела меня в джунгли. Не очень густые, так себе. Солнце уже заходило. Никого не было видно кругом. Я шел и шел и вдруг увидел перед собой белое здание. Школа! Прямо над входом висел большой портрет Ленина. Когда я уже хотел войти в здание, из дверей выскочило много-много мальчиков и девочек. Я сказал им, что я из Индии, они попросили меня рассказать и про Дели, и про Гималаи. А еще я рассказал им про чачу* Неру, как он любит детей и заботится о них.
Потом я узнал, что у всех ребят, которые в детском доме, нет родителей. И весь советский народ теперь заменяет пап и мам этим мальчикам и девочкам. И они все здоровы, и учатся, и когда вырастут, то станут кем захотят.
Ребята много рассказывали мне о Макаренко, которого звали...— Андрей опять заглянул в свою бумажку,— Антон Семенович. Он открыл эту школу, чтобы учить беспризорников читать и писать, сделать их добрыми и хорошими. В гости к ребятам в эту школу приезжал даже писатель Максим Горький. Я читал его книжку «Детство». Дедушка у него был очень злой. А бабушка добрая.
Потом мы смотрели по телевизору детскую передачу. И я опять рассказывал ребятам об Индии, об индийских детях. Мы так долго говорили, что потом пришлось говорить уже шепотом...
А еще мне очень хочется рассказать вам о том, как я побывал в маленькой стране чудес. Правда, правда! Ведь вы же сами говорите, что дети всегда говорят правду, если только они не врунишки. Целая маленькая страна для детей, только для детей. Эта страна—Дворец юных пионеров во Львове. Там столько интересного, столько можно услышать, увидеть, узнать и сделать. Если бы мне разрешили, я бы проводил в нем все каникулы — и летние, и осенние, и зимние, и весенние. И я уверен, что мне ни капельки бы не надоело. Эх, вот бы хоть один такой дворец в Дели!
Как только я вошел во Дворец, меня обступили мальчишки и девчонки. И все с фотоаппаратами. Они снимали меня снова и снова. Я очень удивился: зачем им снимать меня? Только потом мне рассказали, что эти ребята занимаются в фото кружке Дворца. А на мне они практиковались.
В разных комнатах Дворца было много-много ребят. И все они что-нибудь делали. Я увидел, какие чудеса мы, дети, можем творить. А ведь нас так часто ругают за то, что мы попусту тратим время. Девочки и мальчики радовали карандашами и красками,— Андрюшка стал загибать пальцы.— Вышивали (это, конечно, делали девчонки). Лепили. Сверлили. Строили. Фотографировали. Танцевали. И делали многое другое — что кому хотелось. Я видел даже, как ребята печатали свою газету в маленькой типографии. Вот. И там стояла маленькая деревянная модель первой русской печатной машины. Она совсем похожа на игрушку. Правда, она не такая интересная, как электрическая железная дорога. Во Дворце я познакомился с одним мальчиком. Его звали Валерий. Он учится керамике — Очень трудное слово. Он любит лепить голубей. И вот в тот день он тоже лепил голубя, большого, толстого. Рядом лежали уже вылепленные птицы. Мы подружились, и он подарил мне одну из них. Я решил отвезти ее в Индию...