Главы

НАМАСТЭНЬКИ БУЛЬ

ЖАСМИН

словно молния, на огромной железной птице. И, повинуясь его воле, птица наклоняется набок, приветствуя пагоду. Ибо она стоит здесь как свидетель того, что поколения людей оказались сильнее поколений волн...»

Я вспоминаю Агру, беломраморные стены Тадж Маха­ла. Султан Шах-Джехан приказал воздвигнуть этот чудо* дворец — усыпальницу для своей жены Мумтаз-и-Махал. Но не ее памяти поклоняются люди. Царская усыпальница стала памятником творческому гению индийского народа, умелым рукам каменщиков, одухотворенной фантазии ин­дийских архитекторов.

Но есть мертвый мрамор. От него веет холодом и смер­тью. Грозовой дым восстаний и сражений,- кровь сипаев и жертв амритсарской бойни—целый Ганг крови; слезы не­счастных матерей и вдов, от которых солонели воды океа­на,— вот что я вижу, когда смотрю на мраморных Геор-. гов и Анн... Каменные короли и лорды, долженствующие наводить ужас на «туземцев», утверждать незыблемость Великой Империи Незаходящего Солнца и вечное господ­ство белого над «цветным», по неумолимой иронии судьбы безмолвно твердят сегодня всем прохожим: «Все течет, все изменяется». В вечность канули времена безраздельного владычества сынов Альбиона над Индией...

...По цветущим полям бесконечно долго шла несмет­ными полчищами ненасытная саранча. И поля пожелтели, превратились в скудную пустыню. Добрый великан, кото­рый жил в том краю, все это время спал, плененный саран­чой, как Гулливер лилипутами. Но вот наконец проснулся великан, расправил могучие плечи, вдохнул побольше воз­духа—-да как дунул!.. И-всю нечисть смело прочь. Но пус­тыню саранча после себя оставила — как проклятие в на­следство великану. Не растерялся ан, не опустил рук.

«Эге-ге-гей! Друзья, на помощь!»—-далеко раскатился его зов. Тотчас, как из-под земли, появился его сосед. За­сучили они повыше рукава и принялись за работу. Не ус­пело солнце трижды землю обойти, а великаны уже разби­ли посреди пустыни огромный оазис. Он давал живую во­ду на много-много миль в округе. Люди прозвали его «Ис­ток новой жизни».

Сказка? Да, сказка. Но поезжайте в Бхилаи. Посмот­рите на гигантские домны и мартены. Прислушайтесь вни­мательно к гудку, зовущему на работу тысячи строителей братства и молодости. Здесь рождается новая жизнь, прек-


расная    и    светлая,    здесь    сказка    становится    былью.

Памятники, памятники -— изваянные из камня и отли­тые из металла, древние и совсем новые, достойные бла­гоговейного поклонения и гневного проклятия...

На юге Индии есть один из самых трогательных и че­ловечных памятников страны. Это не статуя и не храм. Всего лишь груда камней у придорожного дерева.

Оглавление